РУС

Регуляторная среда

 Сотрудники ООО «ИТС Консалтинг» принимали непосредственное участие в разработке и реализации государственных решений по вопросам структурных преобразований железнодорожного транспорта.
Базовым нормативным правовым актом является Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», который разрабатывался Минэкономики России совместно с МПС России и другими федеральными органами исполнительной власти и с участием экспертного сообщества.
Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (далее – Концепция),  утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 № 448, по сути, дала старт поэтапному реформированию железнодорожного транспорта, определив  основные задачи и цели перестройки отрасли.
Масштабные изменения в сфере железнодорожного транспорта начались после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 г. № 384, утвердившего Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте (далее – Программа структурной реформы).
Реструктуризация отрасли обусловила необходимость разработки и утверждения Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования  и Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Указанные акты были разработаны при непосредственном участии сотрудников ООО «ИТС Консалтинг» и утверждены Правительством Российской Федерации постановлениями от 20 ноября 2003 г. № 703 и от 25 ноября 2003 г. № 710 соответственно.
Значителен вклад сотрудников ООО «ИТС Консалтинг» в формировании законодательных основ функционирования железнодорожного транспорта. Реформирование железнодорожной отрасли не могло быть осуществлено без принятия соответствующих федеральных законов. Так, 10 января 2003 года был принят Федеральный закон № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», который определил основные начала деятельности  железнодорожного транспорта в Российской Федерации, требования к организациям железнодорожного транспорта, требования к безопасности на железнодорожном транспорте.
На третьем (завершающем) этапе реформирования железнодорожного транспорта была разработана Целевая модель рынка грузовых перевозок до 2015 года (далее – Целевая модель). Целью указанного документа является обеспечение потребностей экономики и отдельных пользователей услуг в перевозках грузов, ликвидации инфраструктурных ограничений экономического развития Российской Федерации. Целевой моделью определены перспективы развития и преобразования рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
Специалистами ООО «ИТС Консалтинг» осуществлялась актуализация плана мероприятий по реализации Целевой модели, подготовлены проекты нормативных правовых актов по реализации Целевой модели.
 В новых условиях  функционирования железнодорожного транспорта потребовалось принятие решений Правительства Российской Федерации о  разработке и утверждении сетевого контракта и внедрении метода RAB-регулирования в сфере железнодорожного транспорта, внедрении государственного заказа в сфере железнодорожных перевозок. 
Указанные проекты были реализованы  при активном участии ООО «ИТС Консалтинг».

Сетевой контракт
Концептуально, сетевой контракт - новая регуляторная модель в области государственного управления инфраструктурным комплексом железнодорожного транспорта (во всех странах Европейского союза успешно реализованы многолетние инфраструктурные контракты).
Сетевой контракт объединяет все основные элементы государственной политики в области железнодорожного транспорта: стратегию и федеральных целевых программ развития железнодорожного транспорта, структурное реформирование, тарифную политику.
Сетевой контракт формализует взаимоотношения между государством и владельцем инфраструктуры и определяет:
-    целевое состояние инфраструктурного комплекса (требования государства к географической конфигурации, производственным мощностям, техническому состоянию железнодорожной сети и качеству услуг инфраструктурного комплекса);
-    перечень работ и смету затрат на содержание, эксплуатацию и развитие инфраструктурного комплекса;
-    планируемые объемы и источники финансирования затрат, размер потребных субсидий, бюджетных инвестиций на  выполнение работ для обеспечения целевого состояния инфраструктурного комплекса.
Специалистами ООО «ИТС Консалтинг» разработан непосредственно сам сетевой контракт, а также проекты нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Базовым нормативным правовым актом в данной связи является проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке разработки сетевого контракта на гарантированное транспортное обеспечение услугами инфраструктурного комплекса владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (далее – Порядок). Порядок определяет принципы взаимодействия Минэкономразвития России, Минтранса России, Минфина России, ФСТ России, Росимущества в целях разработки,  утверждения и подписания сетевого контракта уполномоченными лицами.   
Целью заключения сетевого контракта является повышение эффективности государственного регулирования  железнодорожной инфраструктуры. Сетевой контракт, по сути, представляет собой зафиксированное право ОАО «РЖД» получать бюджетные средства для целей содержания и развития железнодорожной инфраструктуры и право государства требовать достижения показателей сетевого контракта, производить  контроль за осуществлением мероприятий по реализации сетевого контракта и расходованием предоставленных бюджетных средств.
С правовой точки зрения сетевой контракт представляет собой долгосрочный договор, заключаемый между государством (в лице Росжелдора и Росимущества) и владельцем инфраструктуры (ОАО «РЖД»). Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся сторонами сетевого контракта, наделены в настоящее время всеми необходимыми полномочиями для подписания и реализации сетевого контракта.

Сетевой контракт заключается сроком на 5 лет.

Сетевой контракт содержит в себе элементы договора о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат и недополученных доходов в связи с выполнением работ и элементы договора об участии Российской Федерации в собственности владельца инфраструктуры в связи с предоставлением ему бюджетных инвестиций.
Кроме того, сторонами в сетевом контракте определяются основные параметры, в рамках которых государство желает получить гарантии выполнения услуг по перевозкам. К таким параметрам следует отнести: перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых планируется проведение работ по содержанию и развитию, план проведения работ по содержанию и развитию, объемы гарантированного транспортного обеспечения перевозок железнодорожным транспортом.
В ходе подготовки Сетевого контракта был использован опыт зарубежных стран, в частности, опыт государств-членов Европейского союза. Основополагающим актом Европейского союза в рассматриваемой сфере является Директива № 2001/14/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О распределении пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, взимании сборов за пользование железнодорожной инфраструктурой и сертификации безопасности».
С учетом проанализированного опыта Европейского союза был выбран наиболее оптимальный вариант взаимодействия государства и владельца инфраструктуры для целей содержания и развития инфраструктуры в Российской Федерации.

RAB-тарифы


RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на получение двойного эффекта: привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и стимулирование эффективности сетевых организаций.
Специалистами ООО «ИТС Консалтинг» разработан полный комплект документов, объединяющий законодательные инициативы по созданию правовых основ для:
-    государственного регулирования тарифов методом доходности инвестированного капитала, обеспечивающих реконструкцию, модернизацию и развитие инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта общего пользования;
-    государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов железнодорожного транспорта;
разработаны методические указания по классификации и ранжированию инвестиционных проектов для целей государственного регулирования тарифов методом доходности инвестированного капитала;
разработаны два варианта методики расчета регулируемых тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») с применением метода доходности инвестированного капитала;
построена финансово-экономическая модель расчета регулируемых тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») с применением метода доходности инвестированного капитала;
выполнен тестовый расчет уровней тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») с применением метода доходности инвестированного капитала;
разработаны методические указания:
-    по расчету уровня надежности и качества оказываемых услуг в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании и учету этих услуг в процессе государственного регулирования тарифов методом доходности инвестированного капитала;
-    о порядке расчета уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в сфере грузового железнодорожного транспорта;
-    о порядке расчета и применении коэффициентов, обеспечивающих соответствие уровня установленных тарифов уровню надежности и качества оказываемых услуг в сфере грузового железнодорожного транспорта.

Проект федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»

Специалистами ООО «ИТС Консалтинг» проведена работа по созданию проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского сообщения в Российской Федерации» (далее - федеральный закон).  В настоящее время проект федерального закона находится на стадии согласования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Вопрос о  необходимости принятия федерального закона, в котором будут закреплены права и обязанности всех участников перевозочного процесса,  назрел давно.
Целью разработки проекта федерального закона  является формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения (дальнее, пригородное), позволяющей с использованием принципов и методов формирования государственного заказа способствовать решению социально-экономических задач на федеральном и региональном уровнях в части повышения уровня мобильности населения и обеспечить возмещение экономических обоснованных затрат организаций железнодорожного транспорта, выполняющих данные перевозки.
Анализ ситуации в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом позволяет говорить о необходимости принципиально нового подхода к организации пассажирских перевозок в регулируемом сегменте на основе принципа государственного заказа. Государственный заказ является стимулом развития конкуренции и повышения уровня транспортного обслуживания пассажиров.
Основная идея законопроекта заключается в формировании новой модели организации транспортного обслуживания населения во всех видах пассажирского сообщения.
Реализация идеологических основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации пассажирского сообщения, когда государство будет заключать договор на организацию транспортного обслуживания населения на определенных условиях и оплачивать перевозчику услуги по организации транспортного обслуживания.
Получаемые от государства финансовые средства будут являться вознаграждением перевозчика за оказанные по возмездной сделке услуги, размер которого будет определяться исходя из фактических расходов и доходов перевозчика, необходимых для организации перевозок пассажиров в соответствии с параметрами, поставленных органами государственной власти заданий (регулярность, маршруты, ценовые параметры).
Среди основных задач будущего законодательного акта – определение прав и обязанностей перевозчика и органов государственной власти.
Систематизация и упорядочение требований к данному виду транспортной деятельности, четкое разделение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должно способствовать созданию прозрачной системы государственного регулирования данного вида перевозок.
Закрепление новых подходов к организации пассажирского сообщения позволит перейти к новой системе взаимоотношений между государством и участниками рынка перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, которая сможет функционировать независимо от состояния рынка (естественно-монопольное, временно-монопольное, конкурентное), а также  позволит более эффективно решать социальные задачи в сфере повышения уровня подвижности населения, качества предоставляемых услуг.
Размещение государственных заказов на организацию пассажирских перевозок осуществляется в отношении заранее сформированных маршрутов пассажирского железнодорожного сообщения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о бюджете на соответствующий год и плановый период.
В соответствии с проектом федерального закона размещение государственного заказа на организацию пассажирских перевозок осуществляется:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта в отношении маршрутов железнодорожного пассажирского сообщения дальнего следования;
уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении пригородных  маршрутов пассажирского железнодорожного сообщения. 
Проект федерального закона определяет способ финансового обеспечения полномочий органов государственной власти в области организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения. Так, если речь идет о дальнем сообщении, то финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, по пригородным маршрутам — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственный контракт на оказание услуг по организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения заключается на срок не менее пяти лет.

 

Яндекс.Метрика